Чем специалитет отличается от бакалавриата и магистратуры

Чем отличаются уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, специалитет и магистратура

Чем специалитет отличается от бакалавриата и магистратуры

С 2013 года в рамках реализации Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в РФ отстраивается многоуровневая система высшего профессионального образования.

Соответственно бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями новой формируемой системы высшего профессионального образования.

Каждый из этих уровней отличается:

  • образовательными программами, утвержденными Минобрнауки РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям;
  • образовательным цензом для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования;
  • сроком обучения на очной форме обучения;
  • получаемым документом о высшем профессиональном образовании;
  • приобретаемой квалификацией (степенью);
  • формой итоговой государственной аттестации и
  • возможностью дальнейшего обучения.

Статья 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Для удобства сравнения в таблице приведена обобщенная характеристика бакалавриата, специалитета и магистратуры:

Уровень высшего профессионального образованияБакалавриатСпециалитетМагистратура
Образовательные программыФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавриатаФГОС ВПО по направлениям подготовки специалитетаФГОС ВПО по направлениям подготовки магистров
Образовательный ценз при поступленииСреднее общее образование или его эквивалентСреднее общее образование или его эквивалентБакалавриат или специалитет
Сроки обучения на очной форме4 годаНе менее 5 лет2 года
Получаемый документ о высшем образованииДиплом бакалавраДиплом специалистаДиплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень)Академический бакалавр, прикладной бакалаврСпециалистМагистр
Характер получаемого образованияОбщая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализацииОриентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлениюГлубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестацииСдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускнойквалификационной работыСдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта)Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Возможность дальнейшего обученияМагистратураМагистратура или аспирантураАспирантура

Из данной сравнительной таблицы видно, что:

  • для освоения программ бакалавриата или специалитета:
    • необходимо иметь — среднее общее образование,
    • а для программ магистратуры — высшее образование любого уровня;

ч. 2, 3 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

  • в отличие от программ бакалавриата и специалитета обучать по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации;
  • при этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования, утвержденной Минобрнауки РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям;
  • прием на обучение в образовательное учреждение высшего профессионального образования осуществляется отдельно по каждой из этих программ.

пп. «б» п. 2 ч. 3 Статьи 12 «Образовательные программы», ч. 5 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Специалитет — это привычная для РФ система образования:

  • специалистов готовят для практической деятельности в отдельной отрасли;
  • срок получения этого уровня высшего профессионального образования составляет, как правило, 5 лет.

Однако многие вузы в последние годы перешли на болонскую (двухуровневую) систему высшего профессионального образования:

  • что предполагает подготовку и выпуск бакалавров и магистров;

разд. IX Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 гг., утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р

  • желающий получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему высшего профессионального образования, поступает на бакалавриат;
  • при условии успешного прохождения итоговой аттестации по этому уровню образования ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования;

п. 2 ч. 5 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Бакалавры — могут продолжить обучение и получить степень магистра:

  • при этом необязательно поступать в магистратуру в том же вузе. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний;
  • условно степень бакалавра можно охарактеризовать как базовое высшее образование, а степень магистра — как дальнейшую специализацию.

ч. 3, 5, 6 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Магистратура — в отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры:

  • могут не только вузы, но и научные организации.

п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

Существенное отличие между бакалавриатом, специалитетом и магистратурой заключается также:

  • в продолжительности обучения, которая устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС);
  • как правило:
    • для получения диплома специалиста обучаются — 5 лет,
    • диплома бакалавра — 4 года,
    • диплома магистра — 2 года.

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie/pravo-na-professionalnoe-obrazovanie/pravo-na-vysshee-obrazovanie/396-chem-otlichayutsya-urovni-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-bakalavriat-spetsialitet-i-magistratura

Бакалавриат: специалист-«недоучка», или полноценное высшее образование?

Чем специалитет отличается от бакалавриата и магистратуры

Несмотря на то, что Россия перешла на двухступенчатую систему высшего образования ещё в 2009 году, слово «бакалавриат» у многих по-прежнему вызывает недоверие и скептическую ухмылку: «бакалавр – значит недо-специалист». Не только школьники, но и их родители не знают, чем отличается бакалавриат от специалитета, и какое отношение к этому всему имеет магистратура.

У недавно принятой системы высшего образования есть как минусы, так и плюсы. Да и перенос западного шаблона  на российскую почву предполагает некоторые особенности. Попытаемся в них разобраться.

В соответствие с принципами Болонской системы, получившей широкое распространение в Европе и Северной Америке, высшее профессиональное образование имеет два уровня: за первые четыре года обучения студент получает степень бакалавра, после чего может продолжить обучение, поступив в магистратуру. В России до 2009 года существовала совсем другая система: все высшие учебные заведения готовили студентов по программам специалитета в течение 5-6 лет, после чего студенты могли выбрать обучение в магистратуре и аспирантуре.

Для российских студентов новая система высшего образования оказалась непонятной во многом потому, что при её «обязательности» в вузах страны продолжали и продолжают готовить специалистов.

А кому-то даже «посчастливилось» защитить два диплома: бакалавра и специалиста.

Причём первый – «на всякий случай» и «между делом», – возможно, поэтому систему так и не признали ни студенты, ни преподаватели старой советской школы. 

Система «бакалавриат-магистратура» – это мировой стандарт высшего образования. Программа бакалавриата рассчитана на 4 года и подразумевает фундаментальную подготовку по выбранному направлению обучения. Принципиальное отличие бакалавриата в том, что он даёт общую базу знаний, но не узкую специализацию.

По окончании обучения выпускник получает диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр». Этот документ даёт ему право занимать должности, требующие высшего образования, решать задачи, которые предполагают наличие обширных познаний в его области работы.

Бакалавры вузов работают рядовыми сотрудниками самого широкого круга организаций: инженерами, экономистами, журналистами, менеджерами.

Как правило, первые два года студенты изучают общие предметы, а на третьем курсе выбирают дальнейшую траекторию.

Например, все студенты направления «Торговое дело» получают знания по экономическим дисциплинам, а на третьем курсе определяются, какой из предлагаемых факультетом профилей подходит именно им: «Маркетинг», «Коммерция», «Логистика» и так далее.  В дипломе будет написано: «Бакалавр экономического образования», а также указан профиль – «Коммерция».

С разделением образования на два уровня изменились и условия поступления.  Теперь приём абитуриентов в вузы проводится отдельно по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Поступить на обучение по программам бакалавриата можно как после 11 класса школы, так и имея среднее профессиональное образование. Для поступления нужно будет сдать ЕГЭ.

Диплом бакалавра соответствует общепринятым международным квалификационным стандартам, что особенно актуально для тех выпускников, которые планируют работать за границей: там диплом бакалавра действителен без подтверждения, в отличие от  диплома специалиста.  Возможно и поступление в магистратуру – как за границей, так и на Родине.

Магистратура – вторая ступень высшего образования. Она даёт углублённую подготовку по конкретному направлению деятельности, предоставляет возможности для специализации. В отличие от аспирантуры, у студента нет необходимости сосредоточиваться исключительно на научно-исследовательской деятельности.

Но магистерские программы имеют серьёзный исследовательский компонент, приучают студентов к сбору, анализу и грамотному использованию информации, что не будет лишним при необходимости принимать решения.

Кстати, заниматься научно-исследовательской деятельностью по праву могут и выпускники бакалавриата: степень бакалавра считается академической степенью полного высшего образования.

Высококвалифицированные кадры с магистерским образованием ценятся в вузах и исследовательских организациях, а также в компаниях, занимающихся самой разнообразной деятельностью.

По окончании курса студент защищает магистерскую диссертацию на заседании Государственной аттестационной комиссии, после чего ему присваивают соответствующую квалификацию.

Болонская система имеет свои безусловные преимущества. Например, можно освоить несколько магистерских программ, ограничиваясь только рамками своего направления. Это поможет расширить и углубить знания в выбранной сфере. Каждый курс подразумевает двухлетнее обучение, – но только не одновременно по нескольким профилям.

Есть и недостатки: переход на двухуровневую систему существенно сократил количество бюджетных мест в магистратуре. Поэтому велика вероятность, что учиться придётся платно.

При этом стоимость обучения в магистратуре в Москве варьируется от 50 до 300 тысяч рублей в год.

Если сразу найти такую сумму не удастся,  то можно поработать несколько лет, чтобы накопить на обучение на втором уровне высшего образования, – закон это позволяет.

Магистратура является в России «средним» звеном между специалитетом и аспирантурой. Во многих вузах по-прежнему можно освоить программу специалитета, получив перед этим диплом бакалавра.  Наличие магистерского диплома или диплома специалиста обязательно при поступлении в аспирантуру, – с дипломом бакалавра туда не примут.

Аспирантура предназначена для тех, кто желает связать своё будущее с преподаванием или занятием наукой. В аспирантуру, которая является специализированным подразделением вуза или научно-исследовательского учреждения, примут далеко не всех.

Для поступления важно получить согласие научного руководителя, который разглядит в своём студенте потенциал будущего учёного или преподавателя, и согласится консультировать его в научной работе. Для этого будущий аспирант проходит собеседование с потенциальным руководителем.

Также придётся сдать три вступительных экзамена – по специальной дисциплине, соответствующей профилю направления подготовки, философии и иностранному языку.

Обучение в аспирантуре российского вуза продолжается, как правило, три года. Во время учёбы аспирант должен пройти педагогическую практику – не менее

50-100 академических часов, а также посещать занятия по иностранному языку и философии.

Для успешного окончания обучения в аспирантуре необходимо подготовить диссертацию и сдать кандидатский минимум – всё те же три экзамена. Аспирант, окончивший обучение, получает статус кандидата наук,  после чего при желании может продолжить обучение в докторантуре.

При переходе на Болонскую систему планировалось, что специалитет со временем уступит место двухуровневому образованию.

Однако на практике выяснилось, что по некоторым специальностям подготовить полноценного квалифицированного профессионала за 4 года не получится. К таким специальностям относятся, например, технические и медицинские, а также военные.

Поэтому во многих вузах две системы существуют параллельно, создавая путаницу на образовательном рынке и рынке труда.

Многие эксперты образовательного сообщества выступали против внедрения Болонской системы, объясняя это тем, что в российском образовании многое придётся менять. В Италии, откуда система родом, после школы обязательно обучение в колледже, без диплома которого невозможно поступить в институт.

Именно за счёт этих дополнительных лет обучения студент приобретает необходимые специалисту его отрасли знания. Также перечень дисциплин, осваиваемых специалистом в России, гораздо более широк, чем список необходимых для изучения бакалавром. Многие считали, что подготовить за 4 года хорошего профессионала почти невозможно.

Тем не менее, система существует в России, и абитуриентам, так же, как и работодателям, придётся искать в ней преимущества и мириться с её недостатками.

Вернуться назад или поделиться

Источник: http://www.stolichnoe-obrazovanie.ru/sobytiya/923-bakalavriat-speczialist-lnedouchkar-ili-polnoczennoe-vysshee-obrazovanie

Уровни высшего образования

Чем специалитет отличается от бакалавриата и магистратуры

/ Обучение в России / Общая информация

© shutterstock.com

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Бакалавриат

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Специалитет

© РУДН

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет.

По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.).

Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты.

Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности.

Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.

© ННГУ

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу.

Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х.

Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого.

Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© КФУ

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования.

Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен.

Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области.

Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации.

По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить.

Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора).

Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования
Вид образованияБакалавриатСпециалитетМагистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат Специалитет
Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке трудаДолжности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование
Третий уровень образования
Вид образованияАспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России)ОрдинатураАссистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная), 4-5 (заочная) Не более 2 лет 2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация), кандидат наук (степень) Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук; формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен, защита диссертации Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

Источник: https://studyinrussia.ru/study-in-russia/info/levels-of-education/

Как выбрать, куда поступать: на специалитет или бакалавриат

Чем специалитет отличается от бакалавриата и магистратуры

В российском образовании есть некоторая путаница с формами обучения. Россия подписала Болонскую декларацию, устанавливающую стандарты двухступенчатого образования, но оставила элементы советской образовательной системы, поэтому в вузах действуют как специалитет, так и бакалавриат.

Обе формы подчиняются общим государственным стандартам, и качество образования в них, по сути, не отличается. Однако выбор перед абитуриентам всё равно стоит сложный: непонятно, куда идти и какой диплом принесёт больше пользы. В этой статье мы разбираем отличия между учёбой на «традиционном» специалитете и по новой двухступенчатой системе «бакалавриат + магистратура».

В 1999 году европейские страны подписали Болонскую декларацию, которая создавала единые стандарты высшего образования в Европе. Их назвали Болонской системой, и она предполагала разбиение образования на две ступени: бакалавриат и магистратуру. Также в декларации было прописано, как оценивать работу студентов: посещаемость, контрольные и практические занятия.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, а в 2009 в нашей стране официально начала действовать система двухступенчатого образования.

Согласно 273 федеральному закону по окончании первой ступени студент-бакалавр получает диплом, который свидетельствует о наличии законченного высшего образования.

С этим документом он при желании может поступать в магистратуру, где получит второй диплом.

Однако в России окончательный переход на систему «бакалавриат + магистратура» так и не произошёл. Например, ни один российский медицинский факультет не выпускает врачей-бакалавров.

Считается, что за 4 года стать компетентным специалистом в медицинской сфере невозможно.

На некоторых же направлениях подготовки действуют оба уровня: к примеру, специалистов по «информационной безопасности» в разных вузах выпускают как с дипломами бакалавров, так и специалистов.

Между поступлением на бакалавриат и специалитет различий нет: нужно сдать ЕГЭ, творческий экзамен, если он есть, и выиграть конкурс на бюджет. Дальше их пути немного расходятся.

Согласно Болонской системе бакалавриат считается первой ступенью высшего образования. Обучение там длится 4 года, за это время студент получает общую базу знаний. После выпуска ему выдают диплом о высшем образовании.

Узкие познания по специальности дают уже в магистратуре — второй ступени образования. Для поступления на неё студенты сдают экзамены, которые проводит вуз. Обучение длится от 1 до 2 лет.

Плюсы. После бакалавриата студент может выбрать другую специальность в любом вузе. Например, если он понимает, что гуманитарные науки ему не по душе, у него есть возможность продолжить учиться на инженера. Правда, для поступления придётся сдавать технические предметы.

Болонская система принята в Европе, поэтому с дипломом бакалавра или магистра можно продолжить обучение или получить двойной диплом в странах, которые сотрудничают с Россией. Например, во Франции есть возможность подтвердить российский документ и продолжить учиться по специальности.

Минусы. В магистратуре бюджетных мест меньше, чем выпускников бакалавриата, поэтому при поступлении будет проводиться конкурс. Насколько суровый — зависит от вуза, конкретной специальности и количества желающих поступить в магистратуру.

Во время работы в приёмной комиссии я часто вижу, как абитуриенты боятся, что после бакалавриата их не возьмут на хорошо оплачиваемую работу. Согласно статистике Министерства образования о выпускниках 2016 года, магистры действительно получают более высокие зарплаты и чаще работают по специальности.

Однако в вакансиях на HeadHunter указывают «наличие высшего образования» без уточнения степени. Думаю, что всё зависит от знаний человека. Большие зарплаты получают хорошие специалисты, которые постоянно учатся и получают дополнительные профессиональные навыки, а один из способов продолжать обучение — поступить в магистратуру.

Форма образования, сохранившиеся со времён СССР. Учёба длится от 5 до 6 лет, в зависимости от специальности и вуза. По окончании студент получает диплом с квалификацией «специалист», после чего он может искать работу или поступать в аспирантуру и заниматься научной работой. Магистратура в этой системе считается вторым высшим образованием, и получить его можно только на платной основе.

Плюсы. Обучение проходит в одну стадию, не нужно сдавать дополнительных экзаменов и проходить конкурс, как в случае с системой «бакалавриат + магистратура». Выпускники сразу получают базовое и специализированное образование в своей профессии. После специалитета студент, желающий заниматься наукой, сразу поступает в аспирантуру — без риска, что может не пройти конкурс.

Минусы. Диплом специалиста не котируется в странах Европы. Если выпускник хочет попасть в европейскую программу обмена или продолжить учиться в Европейской стране, поступать придётся заново.

Все учебные программы в России подчиняются одинаковым стандартам, поэтому обучение и качество образования не будут сильно отличаться.

Однако после специалитета проще поступить в аспирантуру, пропустив одну ступень образования — магистратуру. Система же «бакалавриат + магистратура» даёт диплом европейского образца, что поможет продолжить учиться или найти работу за рубежом.

Источник: https://media.foxford.ru/specialty_or_baccalaureate/

Бакалавриат, магистратура, специалитет — чем отличаются

Чем специалитет отличается от бакалавриата и магистратуры

05/09/2018

Переход к Болонской системе образования дал начало бакалавриату и магистратуре в новой его интерпретации. То есть, это существенно изменило сроки обучения.

Теперь студентам предоставлена возможность полноценного выбора не только направления, но и сроков обучения. Болонская система существует в России с 2009 года. Эта система подразумевает двухуровневый принцип образования.

Помимо того, что в нашей стране начала существование такая схема, она давно нашла свое применение в европейских странах и в Северной Америке.

Но до этого студенты в России могли обучаться только по программе специалитета. То есть, студент выбирал определенное направление по определенной специальности. Учился 5 или 6 лет, в зависимости от формы обучения, а только потом получал диплом о высшем образовании.Далее по желанию он мог продолжить учебу либо в аспирантуре, либо поступить в магистратуру.

Но даже несмотря на установление новой системы, в нашей стране никто не отменял специалитет. Так что, сегодня можно с точностью сказать, что в России трехступенчатая система образования.

Чтобы разобраться, как получать свое образование – по форме специалитета или через бакалавриат и магистратуру, стоит остановиться на каждом направлении в отдельности.

Что такое специалитет

Специалитетом по сути является квалификация, которой стал обладать выпускник после окончания ВУЗа. Это, а примеру, врач, геолог, программист и другие профессии.

В России по программе специалитета принято учиться не менее пяти лет. Профессию выпускник получит только после того, как сдаст выпускные экзамены и защитит дипломный проект.

Этот факт в последствии послужит основанием для поступления в магистратуру или аспирантуру.

Программа образования «бакалавриат-магистратура»

Эта система, поделенная на две ниши, имеет свои определенные преимущества. Самым основным преимуществом заключается сама структура обучения. То есть, в течение четырех лет студент учится по определенной специальности, после чего ему присваивается степень бакалавра. Только после этого он может начать учиться по обязательной программе в магистратуре.

НА первых двух курсах такая система практически не отличается от специалитета. То есть, студент получает общие знания по определенным предметам, которые являются базовыми. Основные отличия начинают проявлять себя с третьего курса.

То есть, будущий специалист выбирает конкретный профиль, специальность, бакалавр же продолжает заниматься по программам широкого профиля, то есть по окончанию учебы получает общенаучные знания без конкретной узкой специальности, хотя в дипломе она указывается.

Более узкую специализацию, как уже было сказано, бакалавр получит, поступив на магистратуру.

Но наверняка вы задумаетесь о том, зачем вам нужно образование магистра? Естественно, такое направление подходит тоже далеко не каждому.

Например, если вы выбираете привычный нам специалитет, то вы становитесь квалифицированным специалистом по конкретному направлению, то есть, у вас есть профессия. Но когда вам присваивается квалификация магистра, то вы должны быть полностью задействованы в научных разработках.

Это не исключает, что вы сможете легко трудоустроиться, но при этом круг вашей деятельности существенно сужается до тех направлений, которые так или иначе связаны с наукой.

У такого направления есть и преимущества.

Например, если вы решите трудоустроиться работать за границей, то там у вас будет больше шансов, чем у нас в стране, поскольку в большинстве европейских стран ценится образование на бакалавра или магистра.

Часто бывает, что бакалавриат студент заканчивает в России, а магистерский диплом получает за границей (конечно, в этом случае за второй уровень образования придется заплатить).

Еще одним преимуществом бакалавриата считается тот факт, что можно получить достаточно квалифицированное образование, но при этом без труда сменить профессию. Бакалавриат предполагает, что можно без труда освоить смежную профессию, а если обучаешься по программе специалитета, то придется заново поступать в Вуз только после окончания высшего образования.

Несмотря на то, что у бакалавриата и магистратуры есть довольно много плюсов, эти направления и не лишены минусов. Поскольку двухуровневая система в нашей стране существует сравнительно недавно, то она не до конца отрегулирована и настроена, как этого бы хотелось.

Минусы бакалавриата и магистратуры

Современный рынок труда еще не настроен на прием на работу выпускников магистратуры и бакалавриата. Работодатели часто сомневаются, принимать ли на работу бакалавра, который, по их мнению, значительно уступает в квалификации специалисту.

Нужно сказать, что такое мнение не лишено оснований: хотя министерство образования утверждает, что бакалавры имеют полное высшее образование, пятилетнюю программу подготовки специалиста трудно «втиснуть» в четыре года бакалавриата, поэтому выпускники-специалисты получают большее основательные знания.

Второй существенный минус – небольшое число бюджетных мест для продолжения учебы в магистратуре. Если же выбирать образование на коммерческой основе, то это довольно большая сумма. Хотя законодательством предусмотрено, что можно продолжать учебу не сразу. За это время можно как раз накопить нужную сумму.

И последняя проблема — бакалавр, поступивший в магистратуру, имеет двухгодичную отсрочку от армии, что немаловажно при выборе формы обучения.

В итоге стоит сказать, что дать окончательный ответ на вопрос о том, что выбрать – магистратуру, бакалавриат или специалитет, нельзя. До сих пор существует и одна, и вторая система получения высшего образования, сбивая с толку поступающих в вуз.

Поначалу планировалось, что двухуровневая форма полностью заменит систему подготовки специалистов, однако затем оказалось, что по некоторым специальностям (например, техническим или медицинским) подготовить специалиста за 4 года нет возможности.

Но мы постарались дать наиболее подробное разъяснение каждой из таких форм, учитывая которые, можно определиться самостоятельно.

Источник: http://studuslugi.ru/publishing/bakalavriat_magistratura_spetsialitet

Магистратура это второе высшее образование или нет

Чем специалитет отличается от бакалавриата и магистратуры

Правовой консультант
Добавить комментарий